• image
  • image

РУССКИЙ ЕГИПЕТ
В XXI веке Египет стал самой посещаемой россиянами страной. Каждый год более двух миллионов туристов из России приезжают позагорать и отдохнуть на знаменитые пляжи в Хургаде, полюбоваться красотами подводного мира в Шарм аш-Шейхе, прикоснуться к неразгаданным, еще с самого детства, манящим пирамидам и сфотографироваться на фоне завораживающего своей загадочной улыбкой сфинкса. И нам кажется, что мы про эту страну, еще со школьной скамьи, знаем все. Однако, есть еще малоизвестные страницы русского присутствия в Египте. История «русского Египта» уходит своими корнями в начало прошлого века и даже еще немного раньше, в конец позапрошлого…
Русские люди начали селиться в Египте еще в конце XIX века. В это время начинается значительное расширение политических, торгово-экономических и культурных связей между двумя странами. Если в 1881 году в Египте проживали лишь чуть больше ста русских подданных, то в 1897 году число их уже превысило 3 тысячи. Значительно пополнилась русская колония в Египте после поражения революции 1905 года за счет эмиграции с российского юга. Согласно данным переписи 1917 года, в Египте проживало более 5 тысяч подданных Российской Империи.
Волна эмиграции из России, поднятая Октябрьской революцией, а затем и Гражданской войной, докатилась и до Северной Африки. Согласно отчетам Лиги Наций, из общего числа беженцев — 1.160.000 человек на сентябрь 1926 года — до Египта добралось не более 0,5 процента: отпугивало несхожесть культур, традиций и, конечно же, климат.
В начале 1920 года в Египет прибыли около 4,5 тысяч русских беженцев, в основном это были военнослужащие Белой Армии. И уже буквально через несколько лет часть из них покинула Египет. Одни вернулись на родину, другие отправились дальше – в Китай и Австралию, третьих, кто так и не сумел адаптироваться в Египте, английские военные власти вывезли в славянские страны – Болгарию и Сербию. К началу 30-х годов русская колония в Египте насчитывала уже примерно 2,5 тысячи человек и она неуклонно уменьшалась, вследствии естественных причин — большинство эмигрантов составляли мужчины, которые из-за значительного культурного и религиозного барьера с египтянками так и остались холостяками.
Русские эмигранты, которые представляли собой преимущественно интеллигенцию со сравнительно высоким культурно-образовательным уровнем, не могли не интегрироваться в местное общество, но все-же старались держаться друг друга. В Каире, Александрии и Порт-Саиде они создали землячества, центром духовной жизни которых стали клубы и православные церкви.
Для помощи нуждающимся было основано Русское благотворительное общество. Деньги собирались « с миру по нитке» — при помощи сборов, лотерей и ежегодным балом. Русский бал считался в Каире, да и во всем Египте, самым блестящим «событием» сезона. На деньги, собранные на балах был построен Русский Дом для пожилых эмигрантов в Гелиополисе. Музыкальное общество регулярно устраивало концерты Русского хора, который необычайно высоко ценился каирской публикой. Ежегодно, под Рождество открывался Русский базар, где выставлялись на продажу изделия сделанные руками наших соотечественников.
Также был создан Русский Клуб, который оберегал права русских в Египте, при нем было заложено начало Библиотеки и открылся ресторан.
Много труда вложили талантливые русские специалисты в возрождение Египта. Египтяне очень ценили это.
Русские врачи основали самостоятельную независимую клинику в Каире — «Поликлиника русских врачей специалистов». Поликлиника расположилась в самом центре Каира на площади Сулеймана-паши «вблизи арабских кварталов» и стала не просто местом работы для нескольких десятков русских специалистов, но и первым центром русской эмиграции в Египте. В большой комнате при поликлинике была открыта православная церковь, иконостас которой был сооружен по проекту выдающегося русского художника Ивана Билибина, проживавшего тогда в Египте.
Позже при поликлинике был учрежден госпиталь, к работе в котором все чаще и чаще стали привлекать арабов. Большую безвозмездную помощь клинике оказывал египетский принц Мишель Лутфалла.
Врачи поликлиники, помимо практики, активно занимались наукой — реферировали медицинские журналы и знакомили египетских коллег с новейшими достижениями медицинской науки и таким образом создали новое поколение египетских врачей. В этом, собственно, и состоит основное значение деятельности русской поликлинике в Каире.
Русских в Египте любили и уважали, величая их «эль москофи». Это считалось почетным званием. Король Фарух, а после него генерал Нагиб и полковник Насер продолжали относиться к русским очень хорошо.
Среди наших соотечественников, оставивших о себе добрую память в стране Нила и фараонов, было немало талантливых ученых, художников, также потомков старинных родов.
В 2006 году в Мемориале ученым, внесшим значительный вклад в развитие египтологии, перед Национальным музеем Египта открыли памятник российскому профессору Владимиру Голенищеву, посвятившему всю свою жизнь изучению истории и культуры Древнего Египта.
Владимир Голенищев заложил основы египтологии не только в России, но и в самом Египте. Ученый совершил 30 экспедиций по Египту, сделал немало важных открытий, перевел многочисленные надписи и систематизировал памятники. В 1923 году он основал в Каирском университете кафедру египтологии. Будучи профессором каирского университета имени короля Фуада и одновременно французского института восточной археологии, Голенищев основал в Каире национальный египтологический центр и составил каталог папирусов Египетского музея. Не удивительно, что первые национальные ученые-египтологи, были учениками русского профессора.
Как известно, в 1922 году англичанин Г. Картер обнаружил в Луксоре гробницу фараона Туттанхамона – единственную, из всех 183 и по ныне, оказавшуюся, не разграбленной. Голенищев помогал расшифровать надписи обнаруженные в гробнице. После смерти ученого его архив был перевезен в научный египтологический центр в Париже, который и поныне называется Центром Владимира Голенищева.
Коллекция Голенищева из более чем 6 тысяч древнеегипетских предметов стала основой собрания Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве и считается одной из лучших в мире.
В 1923 году в Каир по приглашению Голенищева приехал из Москвы еще один русский египтолог, профессор Владимир Викентьев. Вплоть до своей кончины в 1960 году он преподавал в местном университете древнеегипетский язык.
Для выдающегося русского художника Ивана Билибина «египетский период» начался в английском лагере переселенцев в Телль аль-Керибе. Затем он перебрался в Каир, где снял маленькую виллу неподалеку от Египетского музея и, конечно же, хорошо знал профессора Голенищева. В 1936 году он вернулся на родину, в Ленинград.
Из других художников-эмигрантов наиболее известным был Б.О. Фрейдман-Клюзель, основатель и первый директор Галереи современных изящных искусств «Эхнатон» в престижном каирском районе Замалек. Он преподавал на факультете изящных искусств Каирского университета. Работы русского художника и скульптора выставлены в каирском музее изящных искусств в Гезире.
В семье русского эмигранта Владимира Стрелковского все мужчины были художники – он сам и его сыновья Роман, Николай и Всеволод. Их картины высоко ценились и по сей день украшают Египетский музеи истории и военный в Каире. В США съемки иероглифов находятся в Гарвардском и Чикагском университетах. Их сделал Всеволод – бывший гардемарин, воспитанник Императорского Морского кадетского корпуса.
Антимонархическая и антиколониальная революция в Египте в 1952 году испугала большое число русских. Бежав от одной революции, они опасались новых преследований. Большинство стало разъезжаться по разным странам. Те, кто были по-старше, получили возможность поселиться в старческих домах, главным образом, в Швейцарии и во Франции. Молодежь отправилась в европейские и американские университеты пополнять свои знания.
Видимо, именно по этому в «русских склепах» на греческом православном кладбище в старом Каире нет захоронений, относящихся к последним десятилетиям XX века.
В Каире – «русское кладбище» находится на территории древнего христианского греческого монастыря св. Георгия в старом Каире, чаще называемом «Вавилон Египетский».
При входе в монастырь поражает своей оригинальной архитектурой и величием церковь Святого Георгия Победоносца. С огромным барельефом изображающим, всем нам родной и очень близкий образ Святого Георгия на коне, поражающего дракона. Все это великолепие окружено высокой неприступной стеной с массивными входными воротами.
Привлекает внимание и необычная «висящая» церковь Пресвятой Богородицы. Ее стены воздвигнуты на двух бастионах старой римской крепости, а центральная часть храма оказалась, как бы парящей между ними.
Безусловно, заслуживает внимания еще одна церковь на территории монастыря, – это храм святых мучеников Сергея и Вакха, построенный в VI веке. Согласно древнему преданию, именно на этом месте останавливались Богоматерь с Младенцем Иисусом во время своего бегства в Египет из Вифлеема. Они спасались от преследования Ирода, замышлявшего погубить Младенца. В центре храма есть мраморный колодец со Святой водой, из которого, по преданиям, пил сам Иисус.
Рядом с этими православными святынями и находится «русское кладбище». Среди россиян, похороненных в Египте, судя по надгробиям, есть военные чиновники, дипломаты, врачи, художники, представители русской аристократии — княжна Мария Волконская, ханума Мария Нахичеванская, надворный советник Василий Голенищев-Кутузов. Художник Владимир Стрекаловкий и его сын Роман, генерал-лейтенант Александр Саввич, вице-адмирал Андрей Покровский и генеральный консул России в Египте, выдающийся дипломат Алексей Алексеевич Смирнов…
Русские захоронения на православном кладбище представляют собой меньшинство. Могилы разбросаны по всей территории и место их нахождения определить непросто. Но практически все из них находятся рядом со склепами, над которыми возведены часовни. Поскольку русские эмигранты были, как правило, бедны, местом последнего приюта для большинства из них стали не персональные могилы, а общие склепы.
«Много работали русские в Каире, высоко держали имя России и вывели молодое поколение в люди. Почившим – вечная память, живущим и столь создавшим для зарубежной и для вечной России – слава!» — писал в середине пятидесятых годов прошлого века в Париже историк русского зарубежья П.Е. Ковалевский
Принято считать, что русская белоэмигрантская община в Египте окончательно прекратила свое существование в середине 80-х годов. К тому времени был закрыт Русский Клуб в Каире, здание было продано за ненадобностью, а бесценную Библиотеку просто- напросто сожгли. Умер последний председатель русской общины в Египте Олег Васильевич Волков и Русский Дом с богодельней и церковью в каирском районе Гелиополисе, построенный в начале 40-х годов, передали грекам.
Но история, как оказалось, не закончилась…
В Каире и по сей день живет восхитительная женщина поражающая своей статью и гордой осанкой. Инна Хассанейн – аристократка в самом благородном смысле этого слова. Она дочь русских эмигрантов первой волны. Родители бежали из Российской Империи надеясь попасть через Египет в Австралию, но мама заболела и семье пришлось задержаться на египетской земле, где в скором времени и родилась красавица Нелли.
Она великолепно говорит по-русски и с невероятной теплотой и нежностью вспоминает своих родителей и их друзей, первых русских эмигрантов. С великорусским, даже, имперским достоинством госпожа Хассанейн описывает Русские балы и благородного красавца египетского принца Мишеля Лутфалла, который непременно посещал ежегодное русское «событие сезона».
Она вспоминает, что молодое поколение старалось работать не менее активно и плодотворно, чем старшее. Молодежь устраивала Дни русской культуры и любительские спектакли, организовала кружки русской национальной молодежи, группы скаутов-разведчиков и спортивные команды. Каждый год у моря открывались летние лагеря. Работали шахматный кружок и литературное общество, школа фехтования и, конечно же, балетная школа.
Что же осталось от старого «русского Египта»? Прежде всего, благодарная память египтян, плоды трудов по просвещению и социальному возрождению страны. До сих пор добрая молва о русских профессорах и ученых не иссякает на всем Среднем Востоке. И наконец, даже некоторые камни говорят еще о пребывании здесь русских: это не только Русская часовня и братская могила на православном кладбище Святого Георгия в старом Каире, но и восстановленный и заботливо отреставрированный памятник морякам крейсера «Пересвет» в Порт-Саиде…
По неподтвержденным данным, и по сей день существуют в Каире стоят здания построенные на деньги русского императорского правительства: Греческая патриархия в Каире и греческая школа «Абет», где в былые времена, рядом с египетским и греческим флагами развевался каждое воскресенье русский триколор. До сих пор по штату в университете должен быть один русский профессор. А в старом «русском» кинотеатре «Одеон», что в самом центре египетской столицы, по договору, ни кем не отмененным, должны еженедельно идти русские фильмы!
В начале нашего столетия в Каире был открыт Египетско-Российский Университет, в котором учится почти полмиллиона арабов. Работают курсы русского языка, пользуясь популярностью не только в среде русской общины, но и среди арабского населения. С неизменным аншлагом проходят гастроли русского балета и оперы…
Жизнь «русского Египта» продолжается!

По материалам:
О.И. Фомин, Г.В. Горячкин, Т.Г. Гриценко «Русская эмиграция в Египте и Тунисе (1920-1939гг)
В.В. Белякова «Русский Египет»,
В.У. Колупаев «Русские в Магрибе»

Официальные представительства РФ
Посольство в Каире
Cairo, Dokki, Giza str., 95, Egypt
+20-2-3-748-9353, +20-2-3-748-9354, +20-2-3-748-9355, +20-2-3-748-9356
+20-2-3-760-9074
ruemeg@tedata.net.eg

Генконсульство в Александрии
Saba-Pacha, Tag-Roussa str. 9, Alexandria, Egypt
+20-3-583-3534 +20-3-583-2811
consalex1@access.com.eg

Фонд 'Русский Очаг' © 2015