РУССКАЯ    ГЕРМАНИЯ

    Русский Берлин

     «Берлин вспыхнул и быстро угас. Его активная эмигрантская жизнь продолжалась недолго, но ярко…К концу 20-х Берлин перестал быть                               столицей русского зарубежья».

    Роман Гуль,  известный писатель-эмигрант

     В истории русской эмиграции именно Берлин, где существовала одна из самых крупных русских послереволюционных  диаспор, объединяющую роль сыграл не случайно: зерна русской культуры упали на хорошо подготовленную почву давних и традиционно прочных российско-германских связей. В Берлине и его пригородах находилась примерно треть русского населения Германии, в этом городе сложился мощный культурный центр, вокруг которого объединились русские, жившие в Лейпциге, Дрездене, Гамбурге и рассеянные по всей Германии. Эмигранты обосновались в Берлине довольно прочно, в 1922-1923 годах в Германии их было около 600 000,  360 000 из них находилось в столице государства. Формированию такой крупной русской диаспоры в Берлине способствовали относительная дешевизна жизни и благоприятная атмосфера для возобновления прерванной общественно-политической и культурной деятельности. Эти факторы позволили уже впервые годы эмиграции создать в Берлине «малую Россию». В столице Германии  издавались русские газеты, журналы, открылись русские магазины, банки, учебные заведения, возникли общественные организации, профессиональные союзы.

    Взаимный интерес обоих народов к культурным, научным и экономическим достижениям существовал на протяжении столетий. После 1900 года контакты эти стали весьма интенсивными и в 1900-1905 годах Германия сделалась центром русской либеральной эмиграции, искавшей в немецком социалистическом движении идейную и материальную поддержку.

    Относительная простота получения германских въездных виз, территориальная близость, политика «заигрывания» германского правительства с большевиками и большевиков с германским правительством, низкая цена подверженной инфляции немецкой марки по отношению к доллару и франку,  — основным платежным средствам русской эмиграции, — а также традиционно прочные культурные отношения явились объективными причинами того, что к концу 1919 года в Берлине проживало около 7 000 русских, и ежемесячный приток доходил до тысячи человек. В конце 1923 года этот процесс пошел на убыль, и к 1930 года русских в Германии оставалось примерно 100 тысяч.

    Известный писатель Андрей белый, нашедший себе в начале 1920-годов приют в берлине, вспоминал, что район Берлина Шарлоттенбург русские называли – Петерсбург, а немцы – Шарлоттенград: «В этой части берлина встречаются вам все, кого не встречали вы годами, не говоря о знакомых; здесь «некто» встречал всю Москву и весь Питер недавнего времени, русский Париж, Прагу, даже Софию, Белград… Здесь русский дух: весь Русью пахнет!.. И изумляешься, изредка слыша немецкую речь: Как? Немцы? Что нужно им в «нашем городе?».

    Характерное настроение русских оказавшихся в  Берлине, при всей их политической, сословной и имущественной разнице, состояло в том, что подавляющее большинство из них рассматривало свое положение как временное. Постоянным оставалось стремление развивать национальную культуру, науку, систему образования. Эта идея объединяла всех русских за границей в 1921-1923 годах.

    Одним из ярких воплощений идеи объединения явился организованный в феврале 1923 года Русский научный институт, также важную роль в объединении русских и в сохранении традиций национальной культуры за границей сыграл основанный в ноябре 1921 году «Дом искусств», по подобию Петроградского. В Доме  и в «Писательском клубе» широко обсуждались художественные тенденции и направления развития нового русского искусства на родине и за рубежом. Среди их основателей были Андрей Белый, Алексей Ремизов, Алексей Толстой, художник Иван Пуни, Ксения Богуславская, а также Александр Ященко  издатель библиографического журнала “Русская  книга” и Кальпун-Сумской директор издательства “Эпоха”.

    В Берлине были сосредоточены и крупные артистические силы из России, существовало три постоянных русских театра с серьезным репертуаром: “Русский  романтический балет”, “Синяя птица” и “Русский  театр Ванька-встанька”. Большая группа русских художников разными путями оказалась в Берлине. В 1922 году издательство “Русское  слово” организовало выставку работ Натальи Гончаровой, Михаила Ларионова, Николая .Рериха, Савелия Сорина, Александра Бенуа, Мстислава Добужинского, Константина .Коровина, Константина Сомова. Выставлялись в Берлине и полотна Марка Шагала, Марианы Веревкиной, Алексея Явлинского.

    Одной из причин массового «исхода» интеллигенции и деятелей культуры в Берлин была традиционно развитая в Германии книжная промышленность с совершенной полиграфической базой, которая сложилась еще в ХIХ веке и не пострадала во время Первой мировой войны. Лучшие книги европейских авторов часто впервые выходили в Лейпциге и Берлине. И русские писатели, среди которых можно упомянуть Ивана  Тургенева, Льва Толстого, Антона Чехова, стремились издать свои произведения в Германии.

    С 1918 по 1928 в Берлине было зарегистрировано 188 русских издательств, большими тиражами печаталась русская классика — Пушкин, Толстой, произведения современных авторов – Ивана Бунина, Алексея Ремизова, Нины Берберовой, Марины Цветаевой.  Существенная особенность русского Берлина — диалог двух ветвей культуры — зарубежной и оставшейся в России. В Германию выезжают многие советские писатели: Максим Горький, Владимир Маяковский, Юрий Тынянов, Константин Федин.

    К концу 1923 году  Берлин постепенно утрачивает значение одного из центров русской культуры наряду с Москвой и Петроградом. Однако до того времени он был в большей степени способен объединить и реально объединял представителей литературных и общественных полюсов, чем обе советские столицы.

    «Для нас нет в области книги разделения на Советскую Россию и эмиграцию», — декларировал берлинский журнал «Русская книга».

    Когда надежда на скорое возвращение в Россию стала угасать и в Германии начался экономический кризис, начался по выражению Романа Гуля «исход русской интеллигенции… Берлин в конце 20-х. в смысле русскости – совершенно оскудел».   Центр эмиграции переместился в Париж — с середины 20-х годов — столицу русского зарубежья.

    Баден-Баден

     

    С конца XVIII века между Баденом и Россией установились тесные династические связи, в чествование которых в Карлсруэ и Баден-Бадене построили русские церкви. В 1793 году русский престолонаследник Александр Павлович сочетался браком с баденской принцессой Луизой, получившей после обращения в православие имя Елизавета Алексеевна. В 1801 году императора Павла I на российском престоле сменил его сын и наследник Александр I, который правил до 1825 года.

    Великое герцогство Баден своим образованием обязано ходатайству русского самодержца, в 1803 году бывшее маркграфство благодаря некоторым территориальными новоприобретениям получило статус великого герцогства. По окончании Венского конгресса, подтвердившего территориальные границы русская императорская чета впервые посетила великокняжескую резиденцию в Карлсруэ, где позже было открыто русское дипломатическое представительство.

    Учреждение постоянной русской миссии в Карлсруэ содействовало дальнейшему упрочнению политических и экономических связей между великим герцогством Баден и Россией. Наряду с коммерсантами первыми на лечение в великое герцогство стали прибывать представители русской аристократии, в большинстве своем русские генералы с семьями.

    Баден-Баден быстро стал популярным курортом для знатных русских фамилий, в том числе известных писателей. Неоднократно посещали Баден в разное время автор русского национального гимна Василий Жуковский, Николай Гоголь, с 1848 года живший здесь постоянно.

    «Веселее всех других в продолжении лета Баден-Баден. Это дача всей Европы. Из Парижа, из Англии, из Испании, из Петербурга наезжает сюда народ на лето вовсе не для того, чтобы лечиться, но чтобы сколько-нибудь веселее профинтить время. Его местонахождение так картинно, что можно только кистью, не пером царапать.» (Николай Васильевич Гоголь 1836 год).

    «Каша без масла гораздо вкуснее, нежели Баден без вас. Кашу без масла все-таки можно как-нибудь съесть, хоть на голодные зубы, но Баден без вас просто нейдет в горло. Как на беду, я уже давно отстал от того, чтобы наслаждаться природою и видом всяких кургаусов. Меня не останавливают даже трогательные встречи между собою немецких и всяких иных фамилий, познакомившихся за табльдотами и успевших оказать друг другу бесчисленные услуги относительно передачи блюд со всеми грасами.». Писал Николай Васильевич Гоголь своей близкой знакомой  Александре Осиповне Смирновой, которую с восторгом называл «перлом всех русских женщин».

    В 1844 году несколько недель в городе провел Лев Толстой. С 1862 по 1869 гг. постоянно проживал в Бадене Иван Тургеньев. Здесь, в «летней резиденции Европы», он написал «Дым». Позже тургеневский дом стал местом встречи «светил» европейского духовного мира: Иоганн Брамс, Франц Лист, Шуман, Джакомо Майербер, Рихард Вагнер и многие другие писатели и философы были замечены в его салоне.

    Среди известных русских гостей лечения города еще можно упомянуть Ивана Гончарова, Николая Некрасова, Михаила Салтыкова-Щедрина, Владимира Соловьева и, конечно, Федора Достоевского. Казино города, впрочем, заманили в свои сети не только Достоевского: дворяне, дипломаты, офицеры и купцы разных мастей не находили в себе сил преодолеть тягу к рулетке и часто покидали злополучный Баден без гроша в кармане.

    С середины XIX столетия тысячи русских семей «с чадами и домочадцами» проводили на западноевропейских курортах летние месяцы. Возможным это стало благодаря расширению европейской железнодорожной сети. Между 1860 и 1880 годами число отдыхающих на немецком курорте  неуклонно нарастало: если до 1860 года позволить себе отдых в Бадене могли только отдельные, очень богатые русские фамилии, то с 80-х годов их количество выросло до нескольких тысяч.

    Длительное пребывание вдали от родины  стало причиной появления православных храмов на немецкой земле. Не только в Германии, но и всюду в Западной Европе с середины XIX века стали возводиться русские православные храмы.

    В Баден-Бадене постоянно растущее число русских «гостей» также вело к необходимости открыть собственный православный храм. К этому времени в Штутгарте с 1854 г. и в Висбадене с 1855 г. уже были русские церкви. Инициатива строительства церкви в Баден-Бадене взяли в руки русский посланник в Карлсруэ князь Николай Столыпин и постоянно живущая в Баден-Бадене княгиня Елена Трубецкая. В начале 50-х годов они провели сбор средств среди отдыхающих соотечественников. Наконец, в 1859 году русский батюшка освятил маленькую домашнюю церковь в арендуемом частном доме. Иконостас был заимствован из церкви русского дипломатического представительства. С тех пор этот иконостас использовался на различных курортах в течение летних месяцев для временных церквей. Хотя богослужения устраивались почти исключительно в течение летних месяцев, жизнь в храме не затихала и в остальное время. После ее окончательного закрытия иконостас подарили вновь открытой православной церкви в Ницце.

    Община изначально насчитывала около 100 человек, в том числе такие известные фамилии, как Сергей Рахманинов, Федор Шаляпин, актриса Ольга Чехова, князь Илларион Васильчиков, княгиня Марина Гагарина, князь Константин Шаховской и многие другие. Община, однако, быстро «таяла»: инфляция и экономический кризис предопределяли эмиграцию в относительно благополучные Францию и Бельгию, где были еще рабочие места в угольной промышленности и черной металлургии. Таким образом, лишь немного семей остались в Баден-Бадене. По разным оценкам около 50 человек.

    После второй мировой войны ситуация коренным образом изменилась благодаря почти 20.000 эмигрантам из Советского Союза.

    В начале десятилетия нашего XXI века в Баден-Бадене одним русским коллекционером  был открыт частный  Музей Фаберже — первый в мире музей, полностью посвященный творчеству фирмы великого российского ювелира Карла Густавовича Фаберже. В уникальной коллекции музея, насчитывающей более 700 экспонатов, представлен весь спектр произведений фирмы Фаберже от Императорских пасхальных яиц до изделий из металла времен Первой мировой войны. Наряду с обширной коллекцией ювелирных изделий собрание музея включает в себя самые крупные в мире коллекции портсигаров, миниатюрных фигурок анималистического жанра и изделий повседневного спроса.

    Помимо яйца Фаберже, принадлежащего Ротшильду, коллекция музея включает в себя редкий серебряный графин в форме кролика, и созданное специально к Пасхе 1917 года, имперское пасхальное яйцо, сделанное из карельской березы, инкрустированное золотом и бриллиантами.

    В холле первого этажа – старинная мебель, картины, рыцарские доспехи; маленькое кафе. Дверь в маленький двор, который  устроен террасами; на верхней, только не смейтесь, изваянный Зурабом Церетели трехметровый медный заяц, уже поименованный    Матильдой. Зураб Константинович, повторил, в привычном для себя масштабе, форму Фаберже, сделавшего по заказу короля Болгарии Фердинанда серебряный набор для вина – зайчиху-кувшин и шесть зайчат, но к великому  сожалению этого            замечательного         набора           в         экспозиции  не       видно.

    Висбаден

     

    Еще в XIX веке этот небольшой немецкий городок считался в России одним из самых популярных курортов. Его история гласит, что он был основан римлянами в начале нашей эры. Издавна этот город был знаменит как крупнейший бальнеологический курорт, благодаря разнообразным термальным источникам. Да, именно 26 горячих источников, в которых купались римляне, прославили этот город еще 2 тысячи лет назад. Кипящий источник документально известен с 1366 года. Не случайно Висбаден в переводе означает – «купальня на лугу». Что же касается русских, то сначала отдельные представители русской знати стали приезжать сюда на отдых и часто останавливались в местных отелях. Затем постепенно популярность Висбадена у русских год от года росла. А вскоре некоторые русские князья и миллионеры, приметив для себя этот тихий и уютный город, на закате жизни окончательно переселялись в здешние пышные виллы эпохи грюндерства. Как утверждает летопись еще в 1806 году в Висбадене побывало более тысячи гостей из России. А на рубеже IXX-XX веков в Висбадене часто гостили молодые Романовы – русский царь Николай II и его супруга Алeкс, урожденная принцесса Гессенская.

    В списке именитых гостей Висбадена значится опять же  фигура мировой величины – великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский. Приезжая сюда между 1863 и 1868 годами, а именно в 1866 году — он проиграл в казино здешнего Курхауса все имеющиеся у него деньги. А потом, чтобы заплатить долг и выжить, написал свой знаменитый роман «Игрок». Сейчас это событие стало неотъемлемой частью истории города. Жители Висбадена с удовольствием рассказывают туристам из России многочисленные местные легенды, связанные с пребыванием здесь представителей русской аристократии.

    Есть в Висбадене и русское кладбище на горе Нероберг, появившееся здесь еще в 1856 году. Сегодня оно является самым старейшим русским кладбищем в Европе. Именно здесь нашли свое упокоение многие именитые русские, среди которых есть и знаменитый русский художник-экспрессионист Алексей Явленскй. Сегодня самое крупнейшее в мире собрание его работ находится в местном Городском музее. На русском кладбище в Висбадене с миром покоится графиня Воронцова-Дашкова, неподалеку от нее находятся могилы двух детей русского царя Александра II — Георгия и Ольги, а также могила знаменитой подруги Пушкина – Юлианы Карловны Кюхельбекер.

    На горе Нероберг возвышается уменьшенная копия… московского храма Христа Спасителя. Эта русская церковь была построена в 1849-1855 годах. Великолепное творение является прекрасным символом, увековечивающим романтическую историю любви между русской и немцем. Это настоящее произведение искусства стало надгробной церковью великой княгини Елизаветы Михайловны, племянницы Николая I. История ее поистине романтической любви началась еще в 1844 году, когда немецкий курфюрст герцог Адольф фон Нассау женился на этой юной 18-летней русской красавице из Санкт-Петербурга. А через три недели после венчания в России молодая чета приехала в Висбаден. Не только сам герцог, но и все местные жители города сразу же полюбили эту необыкновенную красавицу – молодую и приветливую русскую герцогиню Елизавету. Однако счастье молодых продолжалось не долго. Елизавета и ее маленькая дочь так и не смогли оправиться от последствий тяжелых родов и через год скончались. Безутешный муж в память о своей прекрасной возлюбленной приказал изваять изображение Елизаветы из белоснежного мрамора, а над ее могилой построил православную церковь. В результате и по сей день чудесный образ русской княжны Елизаветы покоится на саркофаге ее могилы, расположенной в этой великолепной надгробной церкви.

     

    Мариенбад

    Перечислить все аристократические и дворянские фамилии, члены которых приезжали на этот курорт, значит дать чуть не полный список русских титулованных и нетитулованных родов России.

    Для примера, вот некоторые из них: Багратион-Мухранские, Барклай де Толли, Бобринские, Врангели, Воронцовы, Гагарины, Голицыны, Давыдовы, Долгорукие, графы Зубовы, Игнатьевы, Келлеры, Кочубеи, Куракины, Лобаны-Ростовские, князья Меньшиковы, Мусин-Пушкины, Нарышкины, Паскевич-Эрибанские, Соллогубы, Столыпины, Строгановы, Толстые, Трубецкие, Хованские, Чернышевы, Шаховские, Шереметьевы…

    Но этот список был бы неполным, если не упомянуть деятелей культуры и некоторых государственных людей.

    Из художников здесь был Орест Кипренский, сделавший здесь два портрета Гёте, которые относятся к лучшим изображениям немецкого поэта. Лечились здесь два поколения Тургеневых, поэты Языков, Тютчев, Вяземский, историк Погодин, писатель Гоголь.

    Были здесь писатели Лесков и Гончаров. Композитор Рубинштейн давал концерты. Побывал здесь в 1912 году и Федор Шаляпин.

    Русская Церковь была заложена в 1900 году и в июне 1902 освящена во имя Святого Равноапостольного князя Владимира.

    Князь Воронцов-Дашков собрал в Петербурге средства на пять колоколов. Как и в остальных церквах Германии и Австрии, во время Первой Мировой войны колокола были сняты как сырье на военные нужды.

    Автором проекта Церкви был член Академии Художеств Николай Владимирович Султанов. Все работы безвозмездно вел архитектор Видеман. Русское правительство отметило это тем, что наградило его орденом святого Станислава второй степени.

    Иконостас не поддается описанию. Это тонкая ювелирная работа по перегородчатой эмали. Иконостас был создан в мастерской Кузнецова в Твери и был показан на Всемирной выставке в Париже, где получил Гранд При де Франс. Харьковчанин генерал Петр Петрович Рыковский в 1900 году купил этот иконостас для Церкви в Мариенбаде.

    Потсдам

    Во время компании 1812 года Пруссия обязана была поставить Наполеону известное количество солдат. В итоге действий в Курляндии было захвачено пленными пятьсот русских солдат. Прусский король Фридрих Вильгельм III отобрал шестьдесят два солдата, из которых создал хор для своего удовольствия, поскольку он очень любил русские песни.

    Дочь Фридриха Вильгельма вышла замуж за Императора Николая I. В знак близких отношений прусский король в 1826 году создает в Потсдаме поселение для русских солдат. Эту колонию он окрестил Александровкой в честь Императора Александра I. Распоряжением короля были спроектированы две улицы, расположенные под углом, на манер андреевского креста.

    По обеим сторонам были построены дома-срубы по планам, полученным из России. Они единственные сохранившиеся дома военных поселений Аракчеева. В России ни один не сохранился.

    Только в трех еще живут потомки русских. На родном языке они не говорят, но имеют русские фамилии. Плетни, огороды, фруктовые сады и завалинки все еще несут на себе отпечаток России.

    В 1826 году в присутствии прусского короля на холме, под которым находится Александровка, была заложена русская Церковь. План ее создал архитектор из Петербурга Василий Петрович Стасов. По его замыслу, Церковь должна была представлять копию Десятинной Церкви в Киеве, но в уменьшенном виде.

    Прусский архитектор Карл Фридрих Шинкель вел на месте постройку Храма и внес некоторые элементы прусского классицизма во внешнее оформление Храма.

    Освящение Церкви, посвященной Святому Александру Невскому, состоялось в 1829 году в присутствии прусского короля и Императора Николая I.

    ***

    Фактический расцвет строительства в Германии русских церквей выпал на IXX век. Эти храмы до сих пор являются впечатляющим свидетельством тесных отношений, установившихся между немецкими землями и царской Россией, и одновременно культурно-историческим наследием, которое мы обязаны сохранить для своих потомков, как сохранялись они для нас, русскими эмигрантами и немецкими городскими администрациями, на чьих землях эти храмы возвышаются.

    По материалам:

    Забелин С. Н. «…Как драгоценные шкатулки»: Русские церкви в Европе

    Юрий Чернов     «Грани»

              Алена Атассовская

     

    Официальные представительства РФ

     

    Посольство в Берлине

    Botschaft der Russischen Foederation in der Bundesrepublik Deutschland, Unter den Linden, 63-65, 10117 Berlin
    (+49-30) 229-11-10, (+49-30) 229-11-29
    (+49-30) 229-93-97
    info@russische-botschaft.de

     

    Генконсульство в Бонне

    Generalkonsulat der Russischen Foederation in Bonn, Waldstrasse, 42, 53177 Bonn
    (+49-228) 386-79-30, (+49-228) 386-75-98
    (+49-228) 31-21-64
    info@ruskonsulatbonn.de

     

    Генконсульство в Гамбурге

    Generalkonsulat der Russischen Foederation in Hamburg, Am Freenteich, 20, 22085 Hamburg
    (+49-40) 229-52-01, (+49-40) 229-53-01
    (+49-40) 229-77-27
    mail@generalkonsulat-rus-hamburg.de

     

    Генконсульство в Лейпциге

    Generalkonsulat der Russischen Foederation in Hamburg, Am Freenteich, 20, 22085 Hamburg
    (+49-341) 590-29-23
    (+49-341) 564-95-89
    rusgenkon_leipzig@t-online.de

     

    Генконсульство в Мюнхене

    Generalkonsulat der Russischen Foederation in Munchen, Seidlstrasse, 28, 80335 Munchen
    (+49-89) 59-25-03, (+49-89) 59-25-28
    (+49-89) 550-38-28
    ruskonsmchn@t-online.de

    Фонд 'Русский Очаг' © 2015