• image
  • image
  • image
  • image
  • image
  • image
  • image
  • image
  • image
  • image
  • image
РУССКАЯ ГРЕЦИЯ

Иван Русский (в греческом варианте – Иоаннис Руссос) – сегодня один из наиболее почитаемых в Греции святых. Эта история началась в начале XVII века, когда русский юноша Иван был рекрутирован в солдаты и в составе русской армии принял участие в очередном русско-турецком военном столкновении. Где-то под Азовом он попал в плен к туркам, затем был переправлен в Константинополь, а оттуда в городок Прокопион в Малой Азии, оказавшись в итоге в лагере янычаров. В течение 13 лет пленник жил в хлеву вместе со скотом и практически не получал пищи, но несмотря на тяжелейшие условия содержания и систематические пытки, Иван отказался перейти в ислам и принял мученическую смерть 27 мая 1730 года.
Когда в 1920-х годах малоазийские греки переселились на эгейский остров Эвбею, они принесли с собой его нетленные мощи. С тех пор Иван Русский, как его стали называть, был признан общегреческим святым; ежегодно 26-27 мая на Эвбею стекаются десятки тысяч паломников, чтобы поклониться святому Ивану Русскому.
Подвиг Ивана Русского не прошёл бесследно, хотя реальной помощи от России грекам пришлось ждать ещё почти целый век. Только на рубеже XVIII–XIX веков русские люди вновь пришли на древние земли Эллады. Пришли, чтобы сделать Грецию свободной. Ещё во время Русско-турецкой войны 1768–1774 годов фаворит Екатерины II граф Григорий Григорьевич Орлов выдвинул план освобождения Греции и настоял на посылке флота в Средиземное море. После же легендарной победы в Чесменской бухте летом 1770 года фамилия Орловых стала в Греции символом победы над турками, а многие греки стали приписывать её к своим греческим фамилиям. На острове Спецес, где тогда действовал штаб русской эскадры, одна из греческих семей и вовсе отказалась от своей собственной фамилии ради фамилии Орлов. Кстати, и сегодня на острове живет около 30 человек с этой русской фамилией в паспорте. Стоит отметить, что в 2003 году на Сцепесе был открыт памятник графу Орлову-Чесменскому.
Спустя несколько лет уже сама российская императрица выдвинула «Греческий проект». Этот план предусматривал изгнание Османской империи из Европы, освобождение Греции и воздвижение на престол нового православного государства второго внука императрицы – Константина Павловича. Этот выбор был глубоко символичен, так как и первый император Византии Константин Великий, и последний – Константин XI Палеолог, погибший в 1453 году на стенах осаждённого турками Константинополя с «копьем судьбы» в руках, были тезками сына Павла I.
Этот проект постигла неудача, и всё же в конце XVIII века Россия внесла более чем весомую лепту в греческое национальное возрождение. В 1799 году прославленный русский адмирал Фёдор Фёдорович Ушаков в блестящем стиле и при восторженной поддержке местного населения выбил с Ионических островов французские оккупационные войска и образовал Республику Семи Соединённых Островов – первое независимое греческое государство после столетий иноземного гнёта, настоящий прообраз будущей независимой Греции. Более того, Ушаков, показав себя не только гениальным военным стратегом, но и талантливым дипломатом, собственноручно написал конституцию новой республики, которая позже легла в основу конституции остальной Греции. В итоге Ионические острова получили статус полунезависимого государства под протекторатом России и Турции. Интересно, что именно российский император Александр I утверждал новый герб Греческой республики: лев в белом поле, держащий в одной лапе Библию, а в другой – связку семи стрел под крестом.

****
На островах до сих пор не забыли подвиг русских моряков. Начиная с 2002 года, каждой осенью на Керкире (греческое название Корфу) проводятся Ушаковские дни, в ходе которых под греческими и русскими знаменами по улицам города торжественно проходят отряды моряков, руководители города, российские дипломаты, священники из России и Греции, а также простые граждане и туристы. Возглавляет процессию икона праведного воина Фёдора Ушакова с частицей мощей святого и оркестры греческих музыкантов и моряков Черноморского флота Российской Федерации.

***

Российское военное присутствие в Ионическом море создавало поистине уникальную атмосферу в Республике Семи Соединённых Островов. Как докладывали российские наблюдатели в Санкт-Петербург, в 1803 году Корфу походил скорее «на русскую колонию (поселение), нежели на греческий город; везде видишь и встречаешь русских. Жители привыкли к нашим обычаям, многие научились говорить по-русски, а мальчишки даже пели русские песни». Действительно, Республика Семи Соединённых Островов являлась оплотом русской политики и русской торговли в Восточном Средиземноморье и на Западных Балканах вплоть до 1807 года, когда, по Тильзитскому договору, Ионические острова опять оказались под пятой Франции. После подписания этого мирного договора «ушаковская» конституция практически была упразднена, а управление архипелагом снова перешло к французским военным властям. Только появившаяся российская община была вынуждена прекратить своё существование.
Но Россия не собиралась отказываться от исторического долга по отношению к Греции. В 1812 году Россия остановила неодолимую до того момента поступь Наполеона Бонапарта, весной 1814 года русские казаки уже были в Париже. В ходе Венского конгресса (1814–1815) Россия стала ведущей державой в Европе. К этому времени среди российских дипломатов и военачальников было немало греков, мечтающих о том, что с помощью России их родина в конце концов обрела бы независимость.
В этом плане показательна судьба графа Ивана (Иоанна) Антоновича Каподистрии – человека, осуществившего мечту освобождения Греции, спланировавшего и руководившего национально-освободительной революцией. Символично, что Каподистрия родился именно на Ионических островах; в годы существования Республики Семи Соединённых Островов доктор медицины Каподистрия вместе с отцом принимал активное участие в жизни нового государства: работал медиком в госпитале Ушакова, затем занимал пост государственного секретаря. После того, как Ионические острова отошли Франции, молодой политик поступил на российскую службу, дослужившись до должности статс-секретаря – министра иностранных дел Российской империи. Первым крупным международным успехом Ивана Антоновича была разработанная им в августе 1814 года республиканская конституция Швейцарии, основные положения которой действуют и по сей день.
Очень важно отметить, что Каподистрия, его родственники и соратники в ходе греческого восстания (1821–1829) были вождями Русской (или Национальной) партии, которая представляла пелопонесских греков и выдержала основную тяжесть вооружённой борьбы с турками на суше. Кульминация революции и одновременно триумфа Русской партии наступила весной 1827 года. 4 апреля, в момент тяжёлого кризиса греческого восстания Национальное собрание Греции избрало первым президентом страны сроком на 7 лет графа Ивана Антоновича Каподистрию. Характерно, что заседание Национального собрания в городе Аргос первый президент Греции открыл одетый в раззолочённый мундир министра иностранных дел Российской империи и с русскими орденами на груди.
В апреле 1828 года началась Русско-турецкая война, которая стала главным внешним фактором успешного завершения борьбы Греции за национальное освобождение. По условиям Адрианопольского мирного договора 1829 года, турецкий султан признал автономию Греции, а в 1830 году – её независимость. Двумя годами ранее были установлены дипломатические отношения между Россией и Грецией. 6 сентября 1828 года на острове Порос в резиденции главы Греческого государства вручил свои верительные грамоты российский дипломатический представитель граф М. Н. Вулгари тоже, кстати, грек по происхождению.
Установление дипотношений между Россией и Грецией, а также избрание президентом Каподистрии, обладавшего благодаря службе в российском МИДе непререкаемым авторитетом в Европе, не только сделало греческую независимость международно признанным фактом, но и самым серьёзным образом способствовало сближению двух наших стран. (Недавно в Санкт-Петербурге был открыт памятник этому великому государственному деятелю). Однако 9 октября 1831 года первый президент независимой Греции погиб от рук наёмных убийц, которыми, судя по всему, руководили противники Русской партии, ориентирующиеся на союз с Великобританией и Францией. К концу 1840-х годов в результате ряда объективных и субъективных факторов Русская партия, давшая целую плеяду героев в борьбе за независимость, растеряла былое влияние и навсегда ушла из политической жизни Греции.
После этого, несмотря на духовную близость и общность исторических судеб, Греция выдерживала, а порой просто была вынуждена делать это под давлением великих держав, определённую дистанцию от России, не допуская перехода межгосударственных отношений за грань, отделяющую нейтрально-благожелательное партнерство от реального союза.

***
Следующая, на этот раз трагическая история появления русских в Греции связана с событиями Первой мировой войны, революцией 1917 года и последовавшей затем Гражданской войной в России. Летом 1916 года под давлением союзников по Антанте Россия отправила на Балканы экспедиционный корпус – в греческие Салоники прибыло две особые пехотные бригады общей численностью почти двадцать тысяч человек, которые сразу же вступили в боевые действия на Македонском фронте, что привело к первым жертвам. Зимой 1916–1917 годов немало русских солдат погибло уже в результате различных эпидемий, а затем и в новых боях.
Останки 400 русских воинов были похоронены на кладбище Зейтинлик в Салониках – самом большом из военных кладбищ в Греции, центром которого стал православный храм в византийском стиле, возведённый в 1926–1936 годах по проекту русского архитектора-эмигранта Николая Краснова. В 1930-х годах русские эмигранты в Греции попытались построить мемориал на русском участке кладбища. Союз русских эмигрантов в Македонии и Фракии выпустил специальное воззвание, в Афинах был даже учреждён Комитет по сбору пожертвований на увековечивание памяти русских воинов. Однако бедствовавшие русские эмигранты не смогли собрать достаточных средств для этого строительства, а вскоре началась Вторая мировая война …
Вообще, история русской белой эмиграции в Греции полна трагических страниц. Как известно, Греция стала одной из первых стран, принявших русских беженцев из охваченной огнём Гражданской войны России.
Осенью 1920 года в качестве беженцев из Крыма на остров Лемнос прибыли более 18 тысяч кубанских казаков из армии барона Врангеля. Здесь же находился лейб-гвардии Донской корпус, терские и астраханские станичники - всего 5 тысяч человек. Многие были с семьями. Их нахождение на острове продолжалось более года. Наконец, в ноябре 1921 года часть казаков перебросили в Югославию и Болгарию, другие разъехались по многим странам мира. Лемносскую зиму пережили не все — на Лемносе покоятся останки около 500 человек, в том числе женщин и детей.
В период врангелевской эвакуации в ноябре–декабре 1920 года центрами расселения русских беженцев стали три греческих города: Афины, Пирей и Салоники.
Большое значение для русских беженцев имела русская больница в Пирее, которая начала функционировать ещё в 1902 году и содержалась на личные средства королевы Греции Ольги. Королева Эллинов - великая княжна Ольга Константиновна (1851–1926), внучка императора Николая I, племянница императора Александра II, старшая дочь великого князя Константина Николаевича.
В 1867 году, в 16-летнем возрасте, великая княжна Ольга Константиновна вышла замуж за принца Георга, сына датского короля Христиана из династии Глюксбургов, волею великих европейских держав ставшего в 1863 году греческим королем Георгом I, после падения короля-баварца Оттона. По свидетельствам современников королева Ольга отличалась высоким благочестием, утонченной культурой, доброжелательным нравом и обходительностью. В греческой столице сохранилось немало мест, напоминающих о щедрой благотворительности королевы. Особое покровительство, например, королева оказывала величественному собору Святого равноапостольного Константина, Небесного патрона ее отца, великого князя Константина Николаевича собори по сей день стоит в центре Афин, на улице Св. Константина. На ее личные средства и в память отца пришедший в упадок храм был полностью возобновлен в 1905 году: об этом сообщает мраморная доска, водруженная над главным входом в собор. В 1955 году благодарные прихожане Свято-Константиновского храма устроили в церковной крипте придел, посвященной Святой равноапостольной Ольге. В этом же приделе теперь помещена церковная утварь, некогда пожертвованная храму королевой. Государыня широко помогала и сооружению городской Благовещенской больницы 'Евангелизмос'. Художница София Просаленти, находившаяся под сильным влиянием русской школы живописи, написала по поручению королевы и на ее средства прекрасный иконостас больничной церкви. София также создала иконостас дворцового храма в летней королевской резиденции Татой, под Афинами, где впоследствии довелось навсегда упокоиться и самой королеве. Согласно желанию королевы ее афинской летней резиденции был придан внешний облик Фермеровского дворца в Петергофе, где Ольга Константиновна провела счастливое детство.
В течение своего долгого правления королева старалась помогать русским людям, которых судьба приводила в Грецию. Именно поэтому в конце XIX века она основала в Пирее, служившем средиземноморской базой российского флота, военно-морской госпиталь. Больница была заложена в честь дочери королевы, великой княгини Александры Георгиевны, супруги великого князя Павла Александровича. Во флигеле госпиталя была устроена домовая церковь во имя Св. равноапостольной Ольги, представляющая собой небольшую двухэтажную пристройку, увенчанную восьмиконечным, 'русским' крестом. Именно при этой военно-морском госпитале и учредилось кладбище, получившие впоследствии имя королевы Ольги.
Королева часто бывала в Пирее: она посещала российские корабли, обедала вместе с офицерами, присутствовала на любительских спектаклях, навещала больных. Даримые моряками иконы Ольга Константиновна обычно передавала в русские храмы в Пирее и в Афинах.
В 1912 году по личному желанию королевы пирейский храм был зачислен в число 'неподвижных' церквей Морского ведомства России, под управлением протопресвитера военного и морского духовенства. Его настоятелем, а они назначались по согласованию с королевой, считавшей себя номинальной владелицей и госпиталя, и церкви, в то время являлся о. Николай Милютин.
После 1917 года настоятелем церкви стал о. Павел Крахмалев, во время Первой мировой войны служивший благочинным русских войск в Македонии. После роспуска российского Балканского корпуса о. Павел остался в Греции и по приглашению королевы обосновался в Пирее.
В те же годы коренным образом изменилось положение пирейского кладбища: если раньше на нем погребали преимущественно русских моряков, то теперь здесь хоронили беженцев из России, ставшей советской. Эмигранты стали прибывать в Грецию с 1920 года: по официальным данным в 1921 году тут оказалось 31,5 тысяч людей, из них полторы тысячи - в Афинах.
Страна оказалась не готовой к приему этих обездоленных людей - более того, после тяжелого поражения от войск Ататюрка в Малой Азии, в 1922 году, в Элладу из Турции хлынули тысячи проживавших там греков. И все же, несмотря на свою собственную трагедию, Греция пыталась оказать посильную помощь и эмигрантам из России. Кроме того, обитатели греческих причерноморских колоний были настроены большей частью антибольшевистcки, и в Элладе опасались возмездия со стороны советской власти. Всего в 1920-х годах репатриировалось около 50 тысяч российских греков - понтийцев, или 'россопонтов', которых тут не смешивали с коренными русскими и которым незамедлительно предоставляли греческое подданство.
Большую роль в поддержке беженцев сыграла, опять-таки, королева Эллинов: она, например, распорядилась, чтобы военно-морской госпиталь в Пирее предоставлял кров эмигрантам из военных. Кроме нее, эмигранты были обязаны многим Софье Демидовой княгине Сан-Донато, урожденной графине Воронцовой-Дашковой, организовавшей 'Союз помощи русским людям в Греции'.
Однако, несмотря на все старания благотворителей, Эллада по объективным причинам не могла дать многим беженцам достойного приюта, и они стремились уехать далее - в Сербию, Чехословакию, Францию.
В целом, все российские эмигрантские организации, действующие в Греции в 1920-е – начале 1930-х годов можно разделить на три группы. Первую группу составляли бывшие официальные представительства Российской империи в Греции. Вторую – немногочисленные представительства общественных организаций, созданных до октября 1917 года в России и Греции при поддержке греческого правительства и лично королевы Ольги. В третью группу входили общественные организации, объединения и союзы, созданные русскими эмигрантами в Греции, либо представительства центральных организаций белой эмиграции.
10 марта 1924 года греческое правительство признало СССР. Это вызвало замешательство среди эмигрантов и породило желание покинуть Грецию, хотя первым ощутимым изменением в их положении как раз стала невозможность получения визы для переезда в другие страны. По данным самих эмигрантов, в 1925–1926 годах их количество в Греции составляло около 3 тысяч человек. При этом если представители творческой и технической интеллигенции из среды русской эмиграции могли рассчитывать на неплохую работу, то тем, кто не обладал профессиональными навыками и не знал иностранных языков, было весьма нелегко – им часто приходилось довольствоваться местом домашней прислуги или чернорабочего. Русская диаспора в Греции постепенно распадалась, а к середине 1930-х годов активность эмигрантской жизни в Греции и вовсе угасла.
В конце 1930-х годов этнические греки в СССР стали подвергаться гонениям со стороны советской власти. Национальное развитие понтийских греков, потомков эллинов, населявших территории вокруг Черного моря, но вынужденных бежать от турецких преследований 1914–1923 годов, в том числе и в Россию, было насильственным образом прервано; началась их высылка в Казахстан, Узбекистан, Киргизию, Сибирь и другие отдалённые регионы страны. Те же, кто избежал репрессий, старались уехать на свою историческую родину – в Грецию.
В послевоенный период состарившиеся эмигранты, не сумевшие обзавестись на чужбине семьями, стали испытывать разного рода лишения и трудности. Именно тогда, в конце 1950-х годов, стараниями русской афинской общины на восточной окраине столицы, в квартале Аргируполи, появился прекрасно оборудованный дом для престарелых эмигрантов 'первой волны' их в Греции называют 'левкоросос', т.е. 'белыми русскими'. Для его строительства и для сбора средств было учреждено специальное благотворительное общество, получившее название Христианское человеколюбивое общество 'Святая Троица'. Посвящение Св. Троицы напоминает о том, что инициатором этого богоугодного дела являлся Троицкий приход в Афинах. Главным строителем афинской богадельни стал архимандрит Илия (Апостолов, иначе Апостолидис), выходец из Крыма. К ее устройству священнику удалось привлечь членов греческой королевской семьи, в первую очередь - великую княгиню Елену Владимировну, из Дома Романовых, и ее супруга Николая Георгиевича, сына королевы Ольги Константиновны. Великокняжеская чета впоследствии присутствовала при самых важных моментах сооружения 'Русского дома'. В результате тут возник жилой четырехэтажный корпус и, в центре разбитого перед корпусом сада, - отдельно стоящая церковь во имя преподобного Серафима Саровского.
За четыре десятилетия своей деятельности 'Русский дом' принял более трехсот эмигрантов, обеспечив им достойный уход. О них заботилось и особое сестричество, возглавляемое великой княгиней Еленой Владимировной.
При богадельне устроен небольшой, но своеобразный музей, куда поступил ряд личных вещей почивших жителей богадельни: иконы, фотографии, письма, картины, памятные сувениры, вывезенные из России. Была собрана и хорошая библиотека, в фонды которой вошло также книжное собрание прекратившего в конце 1970-х годах свое существование 'Союза русских эмигрантов Македонии-Фракии'.
По традиции, скончавшихся обитателей 'Русского дома' погребали именно на пирейском кладбище.
Если в столичных Афинах русская жизнь все-таки продолжалась, то в портовом Пирее, после того, как он перестал служить базой российского флота, она иссякла совсем быстро. Пирейский храм просуществовал в качестве русского до начала 1960-х годов, когда его небольшая община окончательно исчезла. Его последний постоянный священник, о. Константин Федоров, скончался в 1959 году.
Историческое кладбище в Пирее сохранилось с утратами. Некрополь имеет официальное название 'Русское кладбище имени королевы Эллинов Ольги', в напоминание о том, что он был устроен, как и военно-морской госпиталь, иждивением Ольги Константиновны.
В настоящее время Русское кладбище имени королевы Эллинов Ольги Константиновны представляет собой часть муниципального кладбища города Пирея, называемого Воскресенским (греч.: 'Анастис') и стало по существу 'русским участком'. Участок этот значительно уменьшился в 1970-х годах после сноса его северной полосы. Главное украшение некрополя - небольшая церковь Святой Ольги. Выделяется также мемориальный камень с якорем у южного фасада церкви и высокий памятник со следующей надписью: 'В память казакам и их вождям / за веру и отечество / на поле брани убиенным / и в зарубежье скончавшимся / с 1914 года / сооружен Афинской казачьей станицей / в 1961 году'.
Объявление на русском сайте «Греция и мы» гласит:
«В субботу, 5 апреля 2014 года, на русском кладбище в Пирее, община св.равноапостольной Ольги, «Союз Русских Эмигрантов в Греции им.кн.С.И.Демидовой», при содействии обществ «Березка» и «Эмигрант», проводят субботник, приуроченный к грядущему празднику Светлого Христова Воскресения – Пасхи и последующему поминальному Родительскому дню Радуницы. Согласно христианской традиции, в этот день проходят богослужения и панихиды по усопшим. Все, кто может и имеет желание, приглашаются помочь нам в уборке могил на русском военно-морском историческом мемориале.
Сбор утром, около 8:30.
Проезд: От конечной станции городской электрички «Πειραιάς» автобусами №№832, 833, до остановки «Νεκροταφείο Αναστάσεως».
В глубине, по левой стороне от главного храма некрополя, отгороженная часть русского кладбища, где находится небольшой храм в честь святой равноапостольной Ольги. (Желательно иметь с собой перчатки и пару больших пакетов).
Спасибо!»
По материалам:

Александр Наумов// «Русскоязычная Греция»
М. Г. Талалай// Серия 'Российский некрополь'.
http://infotopos.com/
Фонд 'Русский Очаг' © 2015